Луч света над Ирбенским проливом
Впервые плавучий маяк был выставлен на позицию 2 августа 1962 года и снят 19 января 1963 года. С 5 мая 1963 года маяк устанавливался на позицию 57 51 СШ 21 37 ВД на постоянной основе. Точное место установки маяка определялось по двум смежным углам между тремя точками: маяками Сырве, Микельбака и Овиши.
24 года службы «Ирбенского» на банке Михайловская прошли относительно спокойно. Маяк ежегодно выставлялся в апреле-мае и снимался в январе-феврале, согласно ледовой обстановке. В несезон маячное судно проходило текущий ремонт в Вентспилсе или Лиепае. Значительных происшествий было два: в ноябре 1969 году маяк был сорвал с якорей ураганом, а в январе 1983 года была обломана кормовая мачта.
С постройкой в 1985 году стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании потребность в плавучем маяке отпала, и «Ирбенский», закончив навигацию 1986–1987 годов, встал в Лиепае на двухлетний ремонт.
Новой позицией для плавучего маяка, переименованного в «Вентспилсский», стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс. Однако за две навигации с 1989 по 1991 год плавмаяк оказался четырежды сорван с якоря и был заменён приёмным буем ледового класса.
По воспоминаниям служившего на «Ирбенском» Аркадия Тёмина (бывшего начальником 110-го участка Гидрографической службы КБФ с 1977 по 1985 год), будни на плавучем маяке протекали достаточно однообразно, а самой захватывающей стала история его эвакуации в 1994 году из уже независимой Латвии на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург.
Здесь, у причальной стенки Ломоносовской гавани Кронштадта, плавучий маяк «Ирбенский» прослужит гидрографическому ведомству Российского флота ещё 15 лет в качестве штабного судна дивизиона гидрографических судов.
К 2008 году часть оборудования на маяке была уже снята, но дела на судне шли своим чередом: на капитанском столе горкой лежали бумаги, по тамбурам ходили люди, на камбузе готовился обед для экипажа. Спустя несколько месяцев ушёл из жизни капитан «Ирбенского», а следом жизнь покинула и сам плавучий маяк…
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заказ экскурсий: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.