Устройство подводной лодки
Наружный вид подводной лодки (ПЛ) дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
В носовой части лодки, в выступающем бульбе, размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над легким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
Посередине корпуса ПЛ установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении.
Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства:
1 — перископ атаки, 2 — зенитный перископ, 3 — устройство РДП (работа дизеля под водой), 4 — ПМУ АП СОРС «Накат», 5 —ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса», 6 — ПМУ АП РАС «Флаг», 7 — ПМУ ВАН, 8 — газовыхлоп, 9 — ПМУ «Ива-МВ»
В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина РМ-2. Она была создана в НИИ «Гидроприбор». Диаметр мины 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 4–300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.
В процессе проведения испытаний мин РМ-2 и ПМ-2 отрабатывались глубоководные режимы стрельбы из торпедных аппаратов подводных лодок с использованием систем стрельбы ГС-45, ГС-80 и ГС-100.
1— корпус мины, 2 — запальное устройство, 3 — заряд ВВ, 4 — реактивный двигатель, 5 —якорь.
Мины РМ-2 и РМ-2Г имели прямолинейную траекторию движения их боевой части (ракеты) к цели. Такие мины вместе с размещенными в них зарядами взрывчатого вещества после отработки неконтактного гидролокационного отделителя, определяющего глубину нахождения цели, стартовали к ней с помощью собственного реактивного двигателя. Взрыв мин производился в непосредственной близости от цели с помощью контактного или гидростатического взрывателя. Эти мины высоконадежны и эффективны. Время атаки — считанные секунды. Попытки производить эти мины другими странами не увенчались успехом.
Тактико-технические характеристики |
РМ-2 |
Год принятия на вооружение |
1963 |
Поражаемые цели |
ПЛ, НК |
Масса мины в сборе, кг |
860 |
Длина в сборе, мм |
3850 |
Диаметр корпуса, мм |
534,4 |
Тип взрывателей |
Акустико-гидролокационный НВ |
Глубина места постановки, м |
до 450 |
В 1965 году поступила на вооружение подлодочная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г с неконтактной глубоководной аппаратурой. Она заменила ранее принятую на вооружение мину РМ-2.
Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х. Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор — на стадии эскизного проекта — К.В.Селихов, позже — Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках — Гинзбург), заместитель главного конструктора — Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Авторское свидетельство на торпеду №33583 выдано 22 апреля 1966 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной. Официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970—1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.
Конструкция
1 — балласт, 2 — заряд ВВ, 3 — взрыватели, 4 — баллон со зжатым воздухом, 5 — бак с пресной водой, 6 — бак с керосином, 7 — подогревательный аппарат, 8 — поршневой двигатель, 9 — гироскопический прибор курса
При проектировании торпеды использованы узлы и компоненты серийных торпед:
- кислородный тракт и гидростатический аппарат от торпеды 53-56;
- турбина и кормовое отделение от перекисной торпеды 53-57;
- боевое зарядное отделение с аппаратурой самонаведения и неконтактным взрывателем от перекисной торпеды 53-61;
- практическое зарядное отделение от торпеды 53-61;
Система управления и наведение — на всех модификациях торпеды 53-65 — активная акустическая система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Главный конструктор — Е.Б. Парфенов (удостоен Государственной премии СССР за создание торпеды); ведущий конструктор — Кабин Ю.П. Телеуправление не применяется. Взрыватель неконтактный электромагнитный, ведущий конструктор — Скоробогатов А.Т. Главный конструктор приборов управления — В.А. Пархоменко.
Торпеды 53-65К при проектировании и в ходе модернизации предполагалось оснастить оптической ССН С-380 с наведением по кильватерному следу с высокой степенью защиты от средств акустического противодействия противника. ССН С-380 якобы была принята на вооружение Приказом МО СССР №205 от 20 июля 1964 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной.
Глубина хода торпеды управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 м заглубления. Выход на заданную глубину хода-ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает "мешок" (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении "на погружение".
От самопроизвольного запуска торпеды существует 5 степеней защиты (в порядке снятия):
1) запирающие краны (кислородный и воздушный) на блоке клапанов. Открываются вручную перед выстрелом торпеды специальным ключом через специальную горловину ТА;
2) стопор на гребных винтах. Снимается вручную при погрузке торпеды в торпедный аппарат;
3) Стопоры (2 шт.) на пиропатронах камеры сгорания. Снимаются вручную при погрузке в ТА;
4) Стопор на замедлителе (только для надводных кораблей). Снимается вручную при погрузке в ТА;
5) МК — машинный кран; открывается автоматически спецзахватом ТА при выхода торпеды из аппарата.
- Двигатель: 53-65К — тепловой кислородный турбинный двигатель 2ТФ разработки НИИ "Мортеплотехника"; двигатель управляется автоматом выключения, отключающим пропульсивную установку при скорости вращения лопастей турбины более 8 000 об/мин.
- Компоненты топлива — керосин, морская вода, кислород.
- Мощность двигателя — 550 кВт.
ТТХ торпеды:
53-65К | 53-65К практическая | |
Калибр | 533.4 мм | 533.4 мм |
Длина | 7945 мм | 8125 мм |
Масса | 2025 / 2100 кг | |
Масса боевого зарядного отделения | 500 кг | |
Масса ВВ | 305.6 кг | |
Дальность хода (при скорости хода) | 19 км (43 уз) | |
Скорость максимальная | 44-45 уз | |
Глубина хода | до 12 м |
Срок хранения торпед в ТА носителей:
- 3 месяца (53-65, 53-65А, 53-65М)
- 12 месяцев (53-65К, кислородная)
Модификации:
- 53-65К (1969 г.) — базовый вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем.
- 53-65К практическая — вариант торпеды 53-65К для учебных стрельб. Практическая торпеда 53-65К отличалась от боевой балластным отсеком емкостью 120 л, охлаждением парогаза перед выхлопом исключили подгорание выхлопных клапанов турбинного отделения, другими доработками для обеспечения непотопляемости практической торпеды. Первая серийная партия в 100 шт выпущена заводом им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата) в 1972 г.
- опытная 53-65К — исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов на торпедах начато в 1967 г. В 1971 г. на базе торпеды СЭТ-65 создана торпеда-лаборатория, которая в момент впрыска раствора увеличивала скорость хода на 7 уз (с 40 уз до 47 уз). Это был рекордный результат того времени. Реализация этого способапотребовала реализации системы подачи в приповерхностный слой раствора полимера. Энергетический эффект с учетом "постоянного" водоизмещения составил 20-25%. Но системы не были приняты на вооружение. Исследования завершились успешными испытаниями на торпеде 53-65К. В итоге работы были продолжены на исследовательской подводной лодке пр.1710 с полимерной системой снижения сопротивления.
- 53-65КЭ (1984 г.) — экспортный вариант торпеды, разработки СКБ завода им. С.М.Кирова (г. Алма-Ата).
- 53-65К мод. (2011 г.) — модернизированный вариант торпеды 53-65К, разработан Машиностроительным заводом им. С.М. Кирова в г. Алма-Ата и предложен Индии и России. Предполагается модернизация ранее выпущенных торпед. Впервые заказчику (ВМС Индии) торпеды показаны на полигоне Иссык-Куль в 2011 г.
Носители:
- 53-65К — подводные лодки и надводные корабли
Погрузка торпед
Если заметили ошибку,
выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заказ экскурсий: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.